Семья и семейные ценности

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) включают большую группу схожих по симптомам заболевания инфекций. Среди этой группы инфекций наиболее тяжело протекает грипп. Заболеваемость ОРВИ и гриппом среди детей ежегодно в 4-5 раз выше. Это обусловлено, прежде всего, возрастным несовершенством иммунных и анатомо-физиологических механизмов, обеспечивающих защиту детского организма от респираторных вирусов.

Чем опасен грипп?

Грипп значительно ослабляет защитные силы организма ребенка и понижает его сопротивляемость к другим болезням. Наиболее опасен грипп осложнениями, которые он может вызвать, особенно среди часто болеющих детей.

Среди осложнений, возникающих у детей после гриппа, выделяют:

Вам следует немедленно обратиться к педиатру:

Особого внимания и обязательного медицинского наблюдения требуют маленькие дети, часто и длительно болеющие простудными заболеваниями, а также дети, имеющие хронические заболевания различных органов. При возникновении осложнений после гриппа у детей рекомендуется, даже при удовлетворительном состоянии здоровья, госпитализировать их в стационары.

Распространение гриппа

Грипп распространяется очень быстро, особенно среди детей, находящихся в замкнутом пространстве (в школьных классах, кино, театрах, спортивных секциях, детских дошкольных учреждениях).

Источником заражения детей является больной гриппом. Особенно опасными, как источники инфицирования, являются больные легкой формой заболевания гриппом, так как они не изолируются и находятся в коллективе весь период болезни.

Дети заражаются гриппом:

 

 

 

Семья начинается с детей.

Герцен А.И./span>

Уважаемые родители, мы рады встречи с вами на нашем сайте.

Эта страничка создана специально для ВАС.

Рекомендации педагога-психолога

     Начался новый учебный год. После длительного отдыха очень трудно перестроится на рабочий режим. С первых дней учебы необходимо:

    1. Установить для себя оптимальный режим дня и постоянно ему строго следовать. Помните, что только полноценный сон восстанавливает силы. Младшиклассники должны спать не менее 10 часов, старшеклассники не менее 8 часов в сутки.

    2. Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий с 15 до 17 часов. Перед выполнением сложных заданий необходим более длительный перерыв, можно 10-15 минут послушать любую музыку , сделать несколько физических упражнений:

    3. Необходимые для занятий вещи нужно собирать с вечера. Даже первоклассники должны это делать самостоятельно, пока под контролем родителей.

Четкая организация поможет быстро адаптироваться и успешно включиться в учебный процесс.

 

  Родителям первоклассников

Внимание! Период адаптации к школе уже в самом разгаре.
Знаете ли вы:

     что ребенок, который держит ручку и сидит за столом неправильно утомляется быстрее, чем тот, кто правильно;

     что причиной многих капризов первоклассников является несоблюдение режима дня;

     что смена деятельности после школы это быстрое восстановление сил ученика;

     что благоприятная обстановка в доме - это прекрасное душевное состояние ребенка;

    Удачи и помните: любовью своего ребенка избаловать нельзя!

Советы социального педагога родителям

1.Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
2.Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3.Оценивайте уровень развития ребенка.
4.Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5.Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
6.Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:
-уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
-понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
-интеллектуальную любознательность;
-уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
-привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
-умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка.

Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями - все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома. Бытует такое мнение, что у хороших детей - счастливые родители. Испокон веков родителей беспокоит вопрос: что именно нужно делать, как себя вести, если ребенок делает что-то не то, не слушается?
Поскольку наши дети обучаются в  коррекционной школе, то и задача заключается в том, чтобы максимально развить заложенные природные задатки каждого ученика в определенных видах деятельности. Наши дети характеризуются неадекватной самооценкой: либо завышенной, либо заниженной. Страшнее выглядит положение у детей с заниженной самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характеристика для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Причем, в случае неудачи ребят, как правило, наказывают, унижают: 'Ничего ты делать не уме-ешь!' Такие дети на уроках на вопросы учителя отвечают тихо и глухим голосом, неуверенно. Эти дети менее социально приспособлены.
Психологи предлагают следующие правила и способы обучения:
1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Когда ваш ребенок рисует и у него получается что-то не так, с вашей точки зрения, то вам очень хочется вмешаться: научить, показать, покри-тиковать. И вы говорите ему: 'Не так!' Реакция детей на такое вмешательство разная. Один втягивает голову в плечи и теряется, другой обижается, третий думает: 'Раз плохо, вообще не буду'. Почему ребенок испытывает ра-стерянность, обиду, возмущение? Вспомните себя: как трудно и долго у вас самих не получалось написать букву или ловко забить гвоздь. Теперь же эти дела вам кажутся простыми. Вот так же нелепы, с психологической точки зрения, любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-то делать сам!
2. Совместная разделенная деятельность - включение родителя в занятие ребенка. Это - ситуация, в которой ребенок наталкивается на почти непреодолимую трудность и может либо прямо попросить вас о помощи, либо признаться, что 'не знает как'. В данной ситуации ему обязательно надо помочь и выполнить работу вместе с ним. Оставлять ребенка одного там, где ему трудно, - грубая ошибка. Ребенок, который получает полноценное пи-тание, медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, не только недостаточно развивается психологически, но и физически плохо растет, худеет, теряет интерес к жизни.
3. Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка: 'Сегодня ты гораздо аккуратнее сделал домашнее задание, чем вчера'.
Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уве-ренность в свои силы, надежду на успех.
Хорошим помощником в учении является четкий режим дня, обеспечивающий разумное распределение времени на все виды деятельности, выработку привычек поведения.
Нужна еще и целесообразная помощь старших. Она выражается в первую очередь в осведомленности родителей в делах ученика: какие сегодня уроки? что нового узнал? как справился с заданием? Желательно, чтобы ребенок рассказал кому-либо из взрослых выученный стих; когда ребенок рассказывает, он проверяет сам себя. Хорошо будет усвоен тот материал, который пересказан другому человеку. Родители, проявляя внимание к учебным делам своего ребенка, подчеркивают тем самым их важность.
Наши дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, трудно адаптируются к новым условиям. Родителям необходимо учитывать, что такие дети требуют повышенного внимания и заботы. Только при доброжелательном и искреннем участии можно помочь ребенку добиться положительных результатов. Желательно предоставлять таким детям возможность самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных, трудных ситуаций.
Нельзя также не сказать, что хорошая успеваемость детей напрямую связана с их генетическими познавательными способностями, на которые оказывают влияние биологические факторы, а также целый ряд личностных характеристик, включая чувство собственного достоинства (какие чувства дети испытывают сами к себе), мотивацию (их внутреннее стремление к достижению успеха (считают ли, что для достижения успеха более важны способности, чем усилия).
Но, безусловно, большое внимание на ребенка оказывает семья. И в заключение хочу сказать, что независимо от познавательных фактических способностей детей родители могут положительно повлиять на их успеваемость, если будут верить в ребенка и поощрять его трудолюбие! 

В нашей школе работает школьный психолог

 С. В. Варенникова

Кабинет  ?45

Часы приема: с 9.00- 15.00

 

Принципы отношений родителей с детьми

1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.

 2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

3. Я - единственный, кто может прожитъ мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.

4. Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.

5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.

6. Я не могу сделать, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы.

7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

8.Иногда говорят: 'Пусть поплачет, ничего не случится'. Нет случится! Слезы вовсе небезопасны для детской души.

9.Если вашего ребенка унижают и презирают в школе, настойчиво ищите занятия и компании, где бы он мог самоутвердиться и повышать свою самооценку. А жаловаться в школе, как правило, бесполезно.

10.Есть дети, которых не возьмешь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасет их.

11.Подумаем: в чем последняя цель воспитания? Наверное, дать ребенку цель в жизни. Еще лучше, если удается дать - ему высокую цель.

12.Когда дети становятся подростками, они к тому становятся ужасными скептиками. Не затевайте с ними бесконечных споров. Отнеситесь к скептицизму терпимо. Со временем это пройдет.

13.Ваш ребенок добивается свободы от родителей? Значит, что-то в семье не в порядке. В хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

Вопрос - ответ.

ПРОБЛЕМА 1.Мой сын стал очень агрессивным, дерется в школе, хамит учителям, бьет брата. Я знаю причину - раньше я постоянно наказывала его ремнем, мне казалось, что так правильно его воспитываю. Теперь я боюсь, что из него вырастит преступник.

ОТВЕТ:Действительно, если ничего не делать в этой ситуации, то из таких детей потом могут вырасти преступники. Здесь необходима серьезная работа с семьей. Насилие порождает насилие. В одной ситуации ребенок оказывается жертвой, в другой - обидчиком. Обычно обидчики получают удовольствие от своей роли, так как им наконец-то удается приобрести чувство силы и контроль над ситуацией.

ПРОБЛЕМА 2.У меня возникла проблема с сыном. Он ворует у меня деньги. Я объяснила, что так делать нельзя, но он не признается, говорит, что не делал этого. Каким образом отучить ребенка от воровства?

ОТВЕТ:Воровство ребенка говорит о неблагополучии в семье. Причины тому могут быть разными. Может, кто-то заставляет приносить деньги, может он самоутверждается в компании сверстников, а может просто неосознанно мстит вам за отсутствие чего-то очень важного в ваших отношениях. Ребенок испытывает раскаяние, но никогда не признается. Не пытайтесь припереть его к стене. Ни кому не нравится , когда его в чем-то уличают, не провоцируйте его, оставляйте деньги только на необходимые нужды. Ребенок должен иметь карманные деньги, чтобы это не превратилось в дурную привычку. От нее надо избавиться. В таких случаях причина в основном связана с близкими взаимоотношениями.

ПРОБЛЕМА 3. Моя дочь интересуется только компьютером. Она потеряла интерес к школе, прогулкам и даже своим подругам. Могу ли я посоветовать ей заняться чем-то другим или не мешать ей переживать ей эту изоляцию?

ОТВЕТ: Ну, если это так серьёзно, то это уже зависимость. А лечением зависимости занимаются психотерапевты, наркологи, психоневрологи. Может девочка просто пытается решить так свои проблемы общения. Страх перед тем, что нужно устанавливать контакты с другими людьми, принимать их, строить, заставляет человека прикипеть к компьютеру. Постарай-тесь понять свою дочь, почему она спряталась за компьютер. Может этому способствовала психотравма, о которой Вы не знаете. Это раний подростковый возраст. У него много проблем. Может ей не хватает общения с умными взрослыми, чтобы найти ответы на свои вопросы.


 
Мальчики и девочки - они разные.

 Рекомендации!

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные.

Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними - неверно.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и терпеливости выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать в них упражнении на сообразительность. 

Помните, мы часто недооцениваем эмоциональную, чувствительность и тревожность мальчиков.

Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала объясните, в чём её ошибка.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, тюкю он не может долго удерживать эмоциональное напряжение.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы без причины, из-за усталости мальчики в этом случае истощаются интеллектуально.

Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение дел.


Прежде чем воспитывать:

Памятка для родителей.

 Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?

1. Какая цель очередного вашего воздействия: оно как интервенция или как освобождение ребёнка?

2.Вам хочется навязчиво поделиться опытом или у вас есть желание скорее протянуть ребёнку руку?

3.Вам хочется ещё раз подчеркнуть зависимость ребёнка или вселить в него уверенность и защищённость?

4.Вам хочется сделать ребёнка удобным для себя и прополоть в нём черты характера - все неугодные мгновенно сорвать?

5.А может быть, вы просто рассердились почему-то, разозлены. У вас появилась потребность критиковать, негодовать и осуждать?

6.А может быть, вам надо скрыть самого себя за ширмою воспитания? Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожны во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребёнка.

Как разговаривать с подростками.

Что может быть важнее для родителя, чем дружба с собственным ребенком?

Постоянно светящее солнце порождает пустыню
/Арабская пословица/

    Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем, что кем-то он является уже сегодня.

Все внимание подростков в возрасте 12-14 лет обращено во внешний мир, в котором они страстно желают самоутвердиться, и поэтому они в первую очередь откровенничают друг с другом, иногда спрашивают совета у учителей или дальних родственников и только в последнюю очередь - у родителей.
   Лучше всего могут помочь детям те родители, которые отдают себе отчет в том, что происходит в их жизни. Кандидат психологических наук, заведующая лабораторией Психологического Института Российской Академии Образования (РАО) Наталия Львовна Морина считает, что дети, которые регулярно общаются с родителями, могут противостоять любому негативному влиянию улицы, каким бы сильным оно не было.

   Однако очень многие родители испытывают трудности в общении с подростками.

   Вот шесть советов, которые могли бы вам помочь разрушить стену молчания.

1.Создайте благоприятный климат для общения.

'Когда у подростков есть какие-то проблемы, они редко отваживаются начать разговор первыми,- отмечает психолог А.П.Наминач. Родителям нужно постараться создать в семье такую атмосферу, когда разговор с ребенком был бы естественным. Привыкнув обсуждать со старшими свои мелкие бытовые трудности, ребенок, когда придет время, привычно поделиться с ними и более серьезной проблемой'. Семейный обед или ужин - прекрасная возможность провести время вместе. Однако родители иногда недооценивают важность этого. Попробуйте сами вспомнить. Много ли вы времени проводите за столом со своим ребенком.

2.Овладейте искусством 'разговора между делом'.

Галина Валерьевна Щукова, кандидат психологических наук, сотрудник Психологи-ческого Института РАО, называет так спонтанную беседу, которая обычно возникает между людьми, занятыми вместе каким - то делом, например, работой по дому. Люди в это время, как правило, не смотрят друг на друга. Они больше сосредоточены на том, что делают, и все вопросы обсуждаются и решаются ими как бы невзначай.

3. Не навязывайтесь с советами.

Подросток никогда в жизни не последует вашему совету, каким бы он ни был, если он облачен в форму прямого указания. Делитесь с ним собственным опытом, рассказывайте о своих переживаниях, но не превращайтесь в грозного начальника. Ваш ребенок должен научиться прислушиваться к мнению других, не чувствуя при этом, что ущемляется его достоинство. Особенно важно не торопиться с советами. Когда вы знаете. Что ваш ребе-нок совершил какую-то ошибку. ' Как правило, дети сами прекрасно осознают все свои промахи. Не стоит лишний раз указывать им на их неудачи и тем самым создавать у них впечатление, будто 'весь мир над ними смеется'. Это то, чего подростки боятся больше всего на свете, - объясняет психолог Г.В.Шукова. Попробуйте тактично обсудить с ними сложившееся положение, и вы, возможно, будете удивлены зрелостью их суждений.

4. Выступайте единым фронтом.

Наверное, каждый ребенок время от времени пытается противопоставить одного родителя другому, используя старую как мир уловку: 'А папа сказал, что мне можно туда пойти!'
Подростки же играют в игру тогда, когда видят, что родители ссорятся или спорят между собой. Родителям следует раз и навсегда запомнить, что выяснять отношения можно только за закрытыми дверями, - предупреждает кандидат психологических наук Н.Л.Морина. Выясняя отношения в присутствии подростков, вы оскорбляете не только себя, но и их. Если же конфликт произошел при детях. То и примирение должно состояться у них на глазах. Само собой, здесь недопустимы никакие 'спектакли' - ребенок непременно почувствует фальш:

5. Дайте детям возможность уединиться.

' Подросткам необходимо чувствовать себя самостоятельными,- утверждает А.П Нами-нач. В большинстве случаев они готовы удовлетвориться хотя бы иллюзией свободы от родительского 'диктата'. Это ощущение независимости в наибольшей степени приходит к ним тогда. Когда они находятся на своей территории, то есть в своей комнате, в своем 'углу'.

6. Напишите это.

Некоторые психологи советуют родителям писать записки и даже письма собственным детям. ' Любая мысль, изложенная на бумаге, приобретает особое значение как для того, кому обращено послание, так и для написавшего. - считает сотрудник Психологического института РАО Г.В.Щукова. Такой текст, как правило, содержит меньше излишних эмо-ций, чем прямая речь, обычно дочитывается подростком до конца и надолго откладыва-ется у него в памяти'.

Информация о Конвенции о правах ребенка.

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1998г., вступила в силу 2 сентября 1990г.

Выдержки из Статей 1-4, часть1.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 5.Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья  13. 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

А) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Статья 19. 1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Статья 27. 1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Статья 28. 1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29. 1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе.

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Статья 31. 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 33. Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

 Сайт  журнала 'Первоклассные родители'